Карл Густав Юнг предложил систему архетипов, чтобы объяснить поведение людей — коллективное бессознательное. Он понял, что люди ведут себя по привычным сценариям, которые наследуют генетически. Юнг выделял архетипы мудреца, самости, тени, маски, анимы и анимуса. Однако самих архетипов могут быть сотни, даже тысячи.
Как правило, тот или иной архетип запускает начальная ситуация, а сам персонаж испытывает определённый тип эмоций. У персонажа есть цель, программа действий и результат. Если персонаж не достигает цели или не проходит жизненные уроки, он либо застревает в прототипе, либо становится тенью.
В брендинге систему архетипов стали применять благодаря автору и педагогу
Кэрол Пирсон. Она выделила 12 первообразов, которые проходит личность, начиная от самого первого, Невинного. На эту тему вышли две её книги, одна из них — «Пробуждение внутреннего героя. 12 архетипов, чтобы найти себя и изменить свой мир» — подробно рассказывает, как личность мигрирует из одного прообраза в другой и как развивается герой. Затем в соавторстве с маркетологом Маргарет Марк вышла
книга «Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов».